среда, 16 октября 2013 г.

В Православном Храме есть всё, чтобы принять веру: слово,  духовная музыка, иконы, запахи, деревянные оклады икон, к которым прикасаешься благоговейно.  Каждый из нас воспринимает информацию по-разному: кому-то ближе виды, изображения, кому-то звуки, кому-то запахи и ощущения. В Православном  храме слово Божие доступно для каждого. 

Икона – это особое творчество. Творчество глубоко связанное с верой, традициями, историей православия.

«Икона есть образно выраженная молитва, и понимается она, главным образом, через молитву. Она рассчитана только на молитвенно предстоящего перед ней верующего. Ее назначение — содействовать молитве, поэтому трудящемуся в этом деле необходимо во время работы не забывать о молитве. Молитва многое в иконе объяснит без слов, сделает понятным, близким, покажет как духовно верное, как неопровержимо истинное.» Монахиня Иулиания (Соколова М. Н.) «Труд иконописца».

В этом году я была на лекции одного из известных в мире иконописцев Эйдана Харта (Aidan Hart), которой он завершал  свои мастер-классы по иконописи в католическом университете г.Калгари . После лекции о православной иконе ко мне подошли некоторые пожилые женщины и с грустью сказали: «Хорошо вам православным, вы сохранили традиции иконописи...»

«Икона сегодня является едва ли не главной точкой соприкосновения между Восточным и Западным христианством, в рамках более широкого контекста диалога и взаимного интереса. Сотни тысяч людей внешних Православию, испытывают увлечение иконой, посещают выставки, покупают альбомы и даже покушаются заниматься иконописанием.» Ирина Горбунова-Ломакс иконописец, искусствовед  «Икона. Правда и вымыслы»




Это - правда, что интерес к иконе растет не только в России на волне возрождения храмов и православной веры, но и у многих, кто находится вне Православия. А также у нас, кто оторван от своей Родины по тем или иным причинам. Часто можно услышать, что именно на чужбине, когда ищешь для себя хоть что-то близкое, важное  в чужом для тебя мире, приходишь к вере, как  к твердой точке опоры. Многие из своей первой поездки на Родину привозят икону, крестик, молитвослов.

Икона в России, Беларуси, Украине и других  странах, где Православие является доминирующей религией, доступна и распространена повсеместно. Можно купить и распечатанный образок, и написанную художником-иконописцем икону. Известны случаи чудотворных икон, которые были распечатаны типогафским способом («Умягчение злых сердец», «Гавайская» мироточивая икона Божией матери и другие), но и эти иконы когда-то были написаны художниками иконописцами.  Приобрести написанную икону - это благо не только для того, кто хочет иметь молельный образ в доме, но и для художника, который  может служить своим умением Богу и людям.  
          
Такую возможность Православная церковь приветствовует и поддерживает, организовывая иконописные школы, в которых отрабатывается не только особая иконописная техника, но и от урока к уроку раскрывается духовно-символический смысл той или иной иконы.
               
Ещё в Стоглавом Соборе, созванном в Москве в 1551 году под председательством Митрополита Московского Св. Макария для упорядочения Церковной жизни, особое место отводилось вопросам иконописания и самим иконописцам. Высший надзор за иконописцами Стоглав поручает митрополиту, архиепископам и епископам, которые должны в свою очередь  в своих епархиях учредить нарочитых мастеров и поручить им ближайшее наблюдение над всеми иконописцами. Епископы лучше, чем миряне могли оценить достоинство выражения иконы, ее соответствие древнему преданию, а также ее художественные стороны. 




В современном мире эти слова являются не менее актуальны, чем столетия назад. Многие современные художники пытаются постичь иконописное мастерство, но начинают с  технических моментов: как писать яичной темперой, как золотить и прочее. Во многих иконописных школах на ряду с мастер-классами читаются лекции по истории иконописания, даются уроки Катехизиса. Так Церковь даёт дерзнувшему стать на путь написания иконы уроки духовной крепости, смирения и мудрости.
              
Секреты иконописания  не сводятся только к познаниям в выборе правильной доски,  в смешивании пигментов  с яичной эмульсией,  в золочении и особой иконописной линии.  Всё приходит со знаниями, практикой, молитвой и  с благословением Святых Отцов.
 
Алена Мартынова не стремилась создать мастерскую для себя или под себя. Она хотела, что бы у людей была возможность прикоснуться к иконописи. Кроме того, она мучалась от невежества людей в вопросах икон и иконописи. Она придумала схему, которая, надеемся, будет работать и без неё. Она  знала, что тяжело больна и была готова к тому, что не сможет со всей её силой и энергией проводить все уроки иконописания. Алена придумала схему уроков школы иконописи в Калгари, где будут даваться базовые уроки, которые будут вводить учеников в мир иконы:
- богословие иконы ;
- теория иконописи по трудам монахини Иулиании ( в том числе история иконописи);
- практические занятия работы с материалами.
         
Сама она собиралась периодически давать мастер-классы для подготовленных учеников или приглашать известных иконописцев для этого.  А дальше из учеников проявивших себя собирать иконописную мастерскую, которая будет работать для храмов в Калгари, Эдмонтоне, Ред Дире, Лестбритже и для нужд православных (мерные, молельные иконы).

Алены нет с нами, но...




...мастерская имени Алены Мартыновой работает.  Дописаны иконы начатые Аленой Мартыновой «Курская Коренная Икона Божией Матери», икона Св. Татианы для храма Всех Святых г. Калгари. Икона Спас в силах с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей, композиция которой обсуждалась с Аленой (остались наброски, заметки), написана для Церкви Иоанна Златоуста.


Для Алены Мартыновой было крайне важно открыть иконописную школу-мастерскую под покровом  церкви , чтобы просвещать в этом благом деле всех тех, кто решил для себя проявить в  иконописании, как служении Богу.

Алена Мартынова говорила: «Это картина не может быть дописана никем, кроме художника, задумавшего эту картину.  А вот Икона должна быть дописана. Икона не может остаться незаконченной». 

Иконописание, дело соборное, т.е совместное, оно не может принадлежать одному человеку.  Перебирая Аленины прориси, записи, понимаю, что не все иконы, задуманные Аленой доделаны. Многое нам предстоит  совместно поднять и продолжить начатое Аленой дело – иконописную школу-мастеркую, необходимость которой очевидна. 



Алла Киреева


Комментариев нет:

Отправить комментарий